Что такое КР

Как обыватели, так и профессионалы в самых разных сферах, задают вопрос: «Что такое конкурентная разведка и чем занимаются специалисты КР?».

Сначала давайте разграничим, конкурентная разведка в первую очередь — это инструментарий. Самостоятельным родом деятельности КР становится, когда применение этого инструментария — основное, чем занимается специалист. Проведем аналогию с вождением автомобиля. Само по себе вождение автомобиля — навык (инструментарий). Но кто пользуется им постоянно — имеет профессию «водитель».

Если говорить простым языком, конкурентная разведка — набор инструментов по сбору, анализу и распространению информации. Поскольку КР — это в первую очередь инструментарий, его часто берут на вооружение представители самых разных профессий: от маркетологов до служб безопасности.

Конкурентная разведка позволяет эффективно отбивать черный PR, повышает эффективность работы отделов продаж, помогает досконально проверить сотрудников и контрагентов, обезопасить себя от рисков.

Перейдем от абстрактных слов к конкретному примеру. Основная сфера, в которой лично я применяю методы конкурентной разведки — информационные войны и противодействие черному PR. Применение методов КР резко повышает эффективность этой деятельности. Конкурентная разведка при входе в информационную войну в интересах заказчика позволяет:

1. Достоверно восстановить картину произошедших событий
2. Определить сильные стороны и уязвимости атакующей и обороняющейся стороны
3. Легально, по открытым источникам узнать информацию об оппоненте, которую он считал тайной
4. С учетом найденных сведений выстроить линию поведения в информационной войне, которая должна привести заказчика к желаемому результату
5. Убедиться, что во внешней среде нет факторов (например, не задеты интересы третьей стороны), которые помешают достигнуть результата
6. Реализовать свою линию в информационной войне

Таким образом, на стадиях в п. 1-3 используются методы КР по сбору информации, в п. 2-5 — по анализу информации, в п. 6 — используются методы конкурентной разведки по распространению информации.

Если говорить в терминах, то согласно определению, выведенному мной в ходе научной деятельности, конкурентная разведка это:

1) особый вид легальной разведывательной деятельности по легитимному, этичному сбору и анализу преимущественно открытой деловой информации, имеющей принципиальное значение для благополучия организации;
2) проактивный комплекс инструментов и приемов, используемый в стратегическом маркетинге и менеджменте в целях выявления и нивелирования рисков, поиска возможностей для развития компании и укрепления ее позиций на рынке и, в конечном итоге – для обеспечения ее конкурентного иммунитета;
3) организационная структура или служба, обеспечивающая руководство предприятия информацией.