Разоблачение фейка. Мишка из роз — траурная игрушка, а не подарок?

В начале февраля 2019 г. появилась информация, что популярный подарок мишка из роз – на самом деле траурная игрушка, которую ставят на могилу детям в Китае. Давайте разберемся, правда это или фейк.

В основе версии о траурном предназначении мишек лежат скриншоты анонимной переписки, где автор раскрывает глаза россиянам на то, что наши флористы продают как подарок мишку, которого в Европе несут детям на могилы. Эту переписку показывают друг другу люди в реале, говоря «офигеть, ты знал это???».

Внимательный читатель после изучения скриншота может задать вопрос — почему про мишку говорят, что это траурная игрушка из Китая, если написано, что его носят на могилу в Европе? Полагаю, дело в том, что мало кто вчитывался, люди в основном видели мишку из роз, слова про траур, офигевали, и дальше не вникали в подробности. Таким образом фраза из переписки «прежде, чем продавать китайские товары, разберитесь и прочитайте, для каких целей это надо использовать» — была воспринята, будто это в Китае мишку используют для траурных целей.

Первым делом попробуем найти момент, когда появилась информация о траурности мишек. Делаем сортировку в Гугле по времени и ищем, когда впервые появились упоминания о том, что мишка – траурный. Видим, что до 31 января 2019 года мишка из роз был исключительно в контексте подарка «новая мода из Китая».

Находим, что 30 января 2019 появляется в «мутной» группе «ВКонтакте» пост со скриншотами той самой анонимной переписки, в которой говорится, что мишки из роз – это траурный символ. Следом 31 января выходит статья в Яндекс Дзене, которая разоблачает якобы траурный смысл мишек.

Тот самый пост ВКонтакте, он получил разлет в 30 тыс просмотров: https://vk.com/wall-88015412_265640

Вот статья в Дзене от 31 января: https://zen.yandex.ru/media/vsude/mishka-iz-roz-v-kitae-traurnaia-igrushka-na-mogilu-detiam-5c5242d80f77fc00b05f380c

Видно, что статья получила огромный разлет – 274 тыс просмотров и 163 тыс дочитываний до конца.

Интересно, что пост выпущен на канале, который не соответствует тематике — «Судебные истории». Пост про мишек находится в окружении постов про законодательство, полицию, адвокатов и права граждан:

Ссылки на ВКонтакте и Дзен числятся в выдаче от 01 февраля:

После статьи Дзена в выдаче идет сплошное обсуждение траурности мишек — т.е. посты в ВК и Дзене стали четкой границей, после которой мишки стали из подарка траурной игрушкой:

Проверим, как непосредственно в Европе и Китае относятся к мишкам из роз. Считают ли их траурными там? Делаем запрос: «happy everyday» teddy site:uk. Узнаем, что в Англии мишек считают романтичным подарком. Их предлагают в контексте «мальчик целует девочку», «жених делает предложение невесте», «подарок девушке»:

В качестве подарка мишек предлагают купить на Амазоне:

В самом Китае мишек тоже продают как подарок (обратите внимание на мальчика с девочкой в нижнем углу) https://www.china.cn/xianhua/4244116852.html :

Вдобавок, китаевед в новостях сообщила, что в Китае цвет скорби – белый, а игрушки на могилы вообще не носят. Но если такие игрушки могли бы быть, то были бы не медведями, а связаны с китайским зодиакальным циклом. https://www.youtube.com/watch?v=tnzQZSoWWY4

Вывод:

Не нашлось каких-либо подтверждений, что мишки из роз могут быть связаны с трауром. Напротив, эксперты уверены, что мишка – только подарок. На сайтах Европы и Китая мишки тоже упоминаются только как подарок.

Свое начало версия о мрачном предназначении мишек берет из анонимной переписки. Основной разлет идеи шел с 31 января через Яндекс Дзен и ВКонтакте.

Можно сделать вывод, что версия о траурном предназначении мишек – фейк.

Кому это было надо? Версии можно выстроить, глядя на то, кто получил выгоду от этого хайпа:

1. Производители других подарков. Чтобы сказать точнее, надо знать рынок, но выглядит реальной версия, что у производителей, например, плюшевых мишек начали падать продажи, и они решили устранить конкурента на ранней стадии захода на рынок. Поставщикам и продавцам игрушек новый популярный товар выгоден, поэтому заказчиком можно предположить только производителей. В пользу этого аргумента говорит то, что вброс был сделан за две недели до 14 февраля, когда активно покупаются подарки.

Плюс, новость с «разоблачением фейка» на Дзене была сделана грамотно с юридической точки зрения — к автору нельзя подать иск за распространение недостоверных и порочащих сведений. Формально там написана чистая правда, причем вроде даже позитивная. Автор говорит — народ, эти мишки не траурные, и верить в их траурность не надо. Но только так красочно описано, почему их считают траурными, что получается эффект «во всем разобрались, но осадочек остался».

2. Это специально сделал автор канала на Дзене. Главное, что он получил – его канал перешагнул порог 7 тыс дочитываний сообщений за неделю, после чего можно к каналу подключать монетизацию и зарабатывать деньги. Прошлые сообщения на канале были не очень популярны – около 100 дочитываний.
Скорее всего, вброс и разоблачение сделал один и тот же человек – оба сообщения появились с разницей в день, и на малоизвестных площадках.

3. Возможно, вброс был сделан просто ради шутки. Просто люди решили «а давай посмотрим, что получится».

4. Неудачный пиар поставщиков мишек из Китая. В конце статьи приводятся аргументы, что мишек можно смело дарить, они хорошие, и приводится видео с канала, где человек рассказывает о бизнесе с Китаем по поставке мишек. Неудачным считаю пиар потому, что рассказ о траурном предназначении воздействует на эмоции, минуя разум, в итоге после статьи остается эффект «осадочек остался».