Когда у вас появляется желание скрыть информацию о каком-либо событии или что-то запретить, помните, что существует так называемый «Эффект Стрейзанд». Его смысл в том, что попытка изъять информацию порождает еще больший интерес к ней — люди особенно сильно хотят того, что нельзя.
Примеров, когда люди хотели что-то скрыть, а получалось ровно наоборот — множество. Например, после блокировки мессенджера Telegram произошел пик его посещаемости — всем стало интересно, правда ли он не работает, что там такого ужасного, за что блокируют, и вообще надо успеть посмотреть, пока он существует.
Собственно, если верить общепринятой версии, выражение «Эффект Стрейзанд» родилось, когда журналист описывал историю вокруг снимка дома Барбары Стрейзанд. В 2003 году фотограф опубликовал снимки побережья Калифорнии, на одном из тысячи кадров был особняк Барбары Стрейзанд. Актрису это возмутило, и она подала в суд на компанию, которая заказала снимки. После того, как эта история попала в СМИ, фотография с одного сайта разлетелась по всему Интернету, и получила миллионы просмотров.
Скажу также, что скрывая информацию, вы рискуете не только нарваться на «Эффект Стрейзанд», но и обрасти слухами. Потому что слухи рождаются для того, чтобы устранить пробелы в картине событий. Люди хотят иметь ясность, и когда ее нет, появляются домыслы, которые объясняют происходящее.
Бороться с этим можно. Если информация еще не появилась, то сначала поддаемся естественной реакции все скрыть. Если не получается скрыть, например, есть третья сторона, которая будет трубить об этом во всех соцсетях и СМИ, или просто событие было слишком публичным (пожар на закрытой территории, дым все видели, а что случилось — не ясно) — даем в паблик свою картину событий. Наша реакция должна последовать на первые публикации как можно раньше и давать ответы на вопросы: «что случилось?», «кто виноват?» и «что мы будем делать дальше?», — плюс демонстрация сожаления с нашей стороны.
Пример: на стройке произошло обрушение люльки с рабочими, есть жертвы. Существует низкая вероятность, что событие в паблик не выйдет. Низкая, потому что на место выезжали скорая и полиция, все прошло по документам, плюс есть другие рабочие, есть родственники погибших. Ждем первых упоминаний в СМИ. Как только они появляются — ставим в статьи свой комментарий, краткая суть которого: «Произошел трагический инцидент, причина — техническая неисправность, технику безопасности соблюдали. Ведется расследование».
Если мы хотим как Барбара Стрейзанд убрать информацию, которая никому не интересна, но факт убирания привлечет внимание, надо идти одним из путей:
-Выйти на администратора сайта и договориться об удалении. Возможно, надо замотивировать свой интерес в удалении материала так, чтобы не «засветить» истинные цели.
-Забить поисковую выдачу, чтобы «утопить» неприятную информацию в поисковой выдаче. Это будет работать только если никто не пытается вытащить информацию наверх вновь.
-Размыть информацию: Стрейзанд могла опубликовать снимок дома сто раз на разных сайтах с подписями «это дом бизнесмена из Лондона», «это дом футболиста из Италии», — и никто бы не понял, где правда
-Удалить информацию из Яндекса и Гугла