Защита от вбросов и фейков. Надо смотреть первоисточники

Уверен, что многие видели ситуацию, когда по СМИ или крупным пабликам в соцсетях начинает расходиться «жареная» новость: глава ДНР/ЛНР ранен, школьники в глубинке массово отравились неизвестным газом, в России грядет деноминация и уже есть дизайн новых банкнот, по Москве бегают лоси и т.д. Новость выстреливала, обсуждалась, а потом оказывалось, что это фейк. Такое может произойти и с вашей компанией, и конечно же постфактум пресс-служба даст комментарий, что все хорошо и ничего не случилось, но это не прозвучит убедительно, потому что от компании и ждут оправдания: «Это не мы, все было не так». В итоге репутации будет нанесен урон.

Вопрос широкий и комплексный, я могу о нем рассказывать несколько часов, поэтому затронем в этой статье только два аспекта: почему фейк выстреливает и как не дать фейку нанести вам урон?

Новости, которые способны выстрелить, стоят на тематических «китах»: деньги, секс и смерть — поэтому вызывают у народа эмоциональный отклик: зависть, похоть и страх. В отдельных случаях сюда добавляется юмор, но на нем обычно основан вирусный маркетинг, нежели вбросы. Все остальное эмоций не вызывает, и популярность у обывателя не получит.

Перед премьерой фильма со Светлаковым, в соцсетях разлетелось «самодельное» видео, как он с битой участвует в дорожной разборке

Увидев острую новость, и получив в мозг заряд возмущения/зависти или еще чего-то, человек начинает перекладывать события в новости на себя: «Может быть деноминация и мои сбережения пропадут?», «За мной тоже скорая будет ехать два часа?», «Я вкалываю, плачу налоги, а эти сволочи чиновники яхты за мой счет покупают?», «Какая трагедия с детьми, а с моим такое тоже может случиться?». От успешного перекладывания ситуации на себя, эмоции усиливаются и закрепляются.

Перевернуть ситуацию в корне можно, показав аудитории, что их обманули и обвели вокруг пальца. Это зарождает новую эмоцию, противоположную начальной, ведь быть дураком никто не любит.

Как наглядно показать, что новость была фейком? Каждая острая новость, которую все вокруг обсуждают, когда-то появилась в этом мире впервые. Ее создал конкретный человек с конкретными целями и мотивами. Первым делом надо найти первоисточник новости — где, в какое время и в каком виде она появилась впервые. Чем дальше от первоисточника, тем больше в новости искажений — один автор перепечатал часть, второй что-то не понял и исказил, а третий — перепечатал второго и добавил от себя. Оригинальный вариант вброшенной информации и ее автор — очень крупные элементы при собирании паззла «кто и зачем это со мной сделал?».

При нахождении первоисточника выводы получаются самые разные:

1. В преддверии выборов в сентябре 2018 года в соцсетях начал распространяться ролик, на котором якобы Навальный и его Фонд борьбы с коррупцией разоблачают известного свердловского чиновника Владимира Тунгусова. Весь ролик смонтирован так, будто это ФБК сделало расследование по Тунгусову и выкладывает видеоотчет, в итоге видео набрало более 15 тысяч просмотров. Только вот незадача — ролик есть в группах против Тунгусова, но на сайте Навального и на сайте ФБК этого ролика нет. А Навальный точно не станет скрывать у себя свой ролик.

 

2. Думаю, есть те, кто помнят, как по стране разошлась в 2008 году новость, что грядет деноминация и уже создан дизайн новых купюр. Сам президент по федеральным каналам говорил: «Слушайте, вы чего, хотите, чтобы я землю ел из горшка с цветами?» [чтобы доказать, что это неправда]. При этом глубинный поиск первоисточника показал, что дизайн купюры — был дипломной работой дизайнера, и вброс в блогосферу был сделан ради шутки.

 

3. При поиске первоисточника можно столкнуться с тем, что первые упоминания события были сделаны ботами в соцсети. Иногда эти страницы уже массово удалены, не надо рисовать граф друзей или анализировать контент на страницах, чтобы опознать ботнет. После этого вопросы о достоверности отпадают сами собой.

Наглядная демонстрация фейка будет хорошей отбивкой атаки на репутацию вашей компании.